Вечерний Петербург. 2000г., Телевидение Радио Санкт-Петербург №10(2340) 27 февраля 2001г.

Алла Осипенко: "У меня есть время ждать"
АЛЛА Осипенко…Народная артистка России. Блистательная фея Сирени, Клеопатра, Настасья Филипповна, Хозяйка Медной горы….
В последние годы Осипенко в родном городе - редкий гость. Жизнь "выдающейся классической балерины" (так сказано о ней в энциклопедическом словаре) сложилась так, что вот уже десять лет она преподает за рубежом: сначала были краткосрочные контракты с "Гранд-Опера" и частные уроки в Италии, затем - "Хартфорд-скул", Америка….


- Алла Евгеньевна, вы не понаслышке узнали ту действительность, о которой очень многие наши с вами соотечественники мечтали и мечтают до сих пор. Так ли на Западе на самом деле хорошо?
- Те, кто стремится к идеальным бытовым условиям, кем прежде всего руководят зароботки, деньги, вероятно, на Западе всего этого они смогут добиться скорее. Там люди материально более обеспечены, чем здесь, в России. Хотя меня лично очень раздражает тамошняя погоня за бытовыми благами. Раздражает потому, что…здесь у меня их, в общем, нет. Запад не принес мне ни творческого, ни даже человеческого удовлетворения. То есть, я подготовила нескольких учеников (я полюбила их, они полюбили меня), всех сумела удачно устроить. Но за то недолгое время, что я провожу на Родине, я пришла к выводу, что мне надо жить здесь, а не там….
Я выросла в России, и мой дом - Россия. К сожалению, как мне кажется, люди в нашей стране поставлены в такие условия, что если есть возможность, надо ездить туда - зарабатывать…
Я привезла с собой девочку в надежде устроить ее в хореографическое училище. Девочка будет жить у меня, я буду с ней дополнительно заниматься, и ее родители мне за это должны платить какие-то деньги. Девочка одаренная, но в училище ее не взяли - ей четырнадцать лет, а иностранцев берут только с семнадцати. И пытаюсь ее устроить в школу Долгушина, к которому отношусь с огромным уважением, в первую очередь как к творческой личности.
Я довольна, что нашла вариант, благодаря которому смогу большую часть времени проводить в Петербурге рядом с внуком. А за границу буду ездить просто на зароботки. У меня была пенсия четыреста рублей, теперь она стала, кажется, семьсот. Но по тому, как я трачу сейчас деньги, это не та сумма, на которую можно жить. Хочется помочь…
- Внуку?
- Не только внуку. Хочется помочь и своим приятельницам, совершенно не имеющим средств к существованию. Хоть чем-то, хоть какой-то малостью помочь. Прежде чем принять решение вернуться домой, я поспрашивала: сколько сейчас нужно зарабатывать? Чтобы не нищенствовать, будем так говорить. Чтобы иметь свободные деньги - поехать лишний раз на такси и не ехать на трамвае. Мне сказали: если вы будете иметь пятьсот долларов в месяц, то будете жить прекрасно. Теперь даже говорят - и триста долларов хорошо. Поэтому я не думаю о том, что мне надо много заработать, я думаю - как жить так, чтобы было интересно работать. Был бы тот минимум, на который можно прожить. Так думаю я. Но будет ли так думать мой внук? Я стараюсь своих учеников и в Америке уверить, что беготня за деньгами не самое главное в жизни. Самое главное - творческий интерес, любовь к профессии. Бесконечная любовь. Пусть она приносит потери, иногда - страшные потери! Но все-таки в жизни главное - профессия.
-То, ради чего человек пришел в этот мир.
- Да. Безусловно, безусловно.
- Алла Евгеньевна, вы упомянули о девочке. Назовите, пожалуйста, ее имя.
- Лиза. Лиза Шапиро. Попала она ко мне случайно. Имя мое в Америке как педагога уже довольно известно, я даже вошла в десятку лучших педагогов 2000 года. И родителям ее захотелось, чтобы она прошла именно мою школу.
- Простите, перебью. А кто определял эту "десятку"?
- Определяют это по опросу студентов. И когда я встретилась с этой девочкой, девочкой с очень ограниченными внешними данными, совершенно необученной, а было ей уже двенадцать лет, и почувствовала дарование, то всерьез заинтересовалась ею. А ее не хотели принять в училище! Говорят, что маленького роста (теперь надо метр семдесят пять!), что у нее нет огромного шага, нет огромного подъема. Я возразила: "У многих танцовщиц моего поколения тоже не было ни того, ни другого! Ну и что?! Если я говорю, что в этой девочке что-то есть, ее нельзя не принимать, не учить. Тем более, что родители хотят, чтобы она получила русскую школу…". Я думаю, Никита Долгушин как художник обязательно в ней заметит дарование и возьмет к себе. И плюс ко всему ее буду учить я. И учить так, как я хочу, а не так, как меня заставляли бы в училище. Буду учить и тому, чему недоучили меня, что было в свое время упущено мною из-за лени или обстоятельств.
- Алла Евгеньевна, согласитесь, несколько неожиданный поворот. Обычно наши состоятельные люди отправляют своих детей учиться в Америку, в Англию…
- Ничего удивительного. В Америке сейчас увлечены Вагановой, русская школа очень популярна. Там много русских педагогов. И из Кировского театра есть, и из Минска, и… отовсюду! Не все они одинакового уровня. Во всяком случае, там Колпакова, там Семенов! Это уже о чем-то говорит.
После смерти сына я стала ко многому равнодушной, но вопрос, будет ли существовать та русская школа, о которой во все времена так много говорилось, меня беспокоит. Давайте говорить прямо: я педагог-дилетант. Потому что преподаванию не обучена - я даже курсов никаких не заканчивала. Но десять лет моего преподавания на Западе - это стаж! Все это время везде, где только могла, я смотрела, брала, хватала,, я старалась научиться сама, постигала то, чего не знаю. Мне иногда кажется, что многому научилась, а иногда кажется наоборот… До конца дней своих можно учиться чему-то, да так и не научиться. "Век живи, век учись, а дураком помрешь!" - поговорка грубая, но верная. Можно учиться, а можно просто считать, как многие наши на Западе, что они самые выдающиеся педагоги мира. И не замечать, и не брать то хорошее, что есть в других школах! В школе Чекетти я нашла много полезного, ценного, очень много. И мне приходилось спорить, доказывать, что Ваганова - ученица Чекетти, что Агриппина Яковлевна улучшала, развивала систему и школу Чекетти.
- Алла Евгеньевна, вы когда-то мне говорили, что к преподаванию вас склонял еще Нуреев.
- Когда Нуреев был уже директором "Гранд-опера", он приглашал меня к себе, но при этом предлагал: "Алла, давайте делать школу, которая будет с нашими русскими руками, с нашей русской выразительностью и с идеальными ногами Запада". Да, такой, как французская, школы ног нет!
- Каким вы находите сегодня русский балет? Каким вам представляется его "светлое будущее"?
- Не знаю… Я была на спектаклях Большого театра в Чикаго, они произвели на меня весьма неприятное впечатление. Мне казалось, что я смотрела спектакли периферийного театра. Это, конечно, очень обидно. Кировский я видела меньше, но там, как мне кажется, есть вск-таки индивидуальности - Лопаткина, Вишнева. Там Юлия Махалина. В Большом театре я никого не увидела.
- Вы видели эйфмановского "Русского Гамлета"?
- Да. Пока что из всех спектаклей Бориса, которые я знаю, наиболее интересным для меня является "Красная Жизель". "Гамлет", мне кажется, в большей степени коллаж. В последние балеты Эйфмана врывается коллажность, которая обязательно воздействует на вкусы любого зрителя. Что мне маленечко претит. Хотя я вчера прочитала статью Киссельгоф, известного балетного критика, в которой она очень высоко оценила "Гамлета". Приравнивает его к фильмам Феллини, придает ему какое-то особое значение. Меня же в постановке многие вещи не устраивают. Хореография Эйфмана оригинальна, специфична. Борис имеет свое лицо в хореографии. Но мне кажется, что закрывать ноги, надевать на артистов длинные платья нельзя. Когда из под платья вылезает мужская голова, для меня начинается порно. К сожалению, у Эйфмана нет того, что у него исполняла я, чего у него добивалась, - оголенной фигуры, то есть обтянутой трико, которое позволяет все!
- Вы видели "Русского Гамлета" Большого театра или непосредственно труппы Эйфмана? Им ведь поставлено два спектакля…
-Балет Эйфмана - с Кузьминой, Галичаниным, Марковым, которых я очень люблю. Я в Нью-Йорке на премьере была…
- Балерина Анастасия Волочкова, еще репетируя Екатерину в Большом, высказывала предположение, чт "Русский Гамлет" должен стать визитной карточкой Большого театра, а может быть - и всего современного русского балета….
- Я знаю Настю - с ней я работала когда-то, после она ко мне в Италию приезжала. Девочка, безусловно, способная. Безусловно, красивая - и с характером… Мне нравится, что она находится в постоянных поисках. Я не знаю, какими методами, какими способами - но она чего-то все-таки хочет добиться. И, возможно, добьется и международного имени…
- Заслуженного имени!
- Да,да, заслуженного имени.. Не знаю, может быть, Насте не довелось работать во время постановок "Идиота"…Мы иначе мыслили тогда. И Борис тогда иначе мыслил. Для него важнее было внутреннее решение спектакля, а не внешнее его воздействие на зрителя. И если последняя часть "Идиота" ставилась по иллюстрациям Доре к "Божественной комедии" - это о многом говорит… Я не знаю, как сейчас работает Борис. Во всяком случае, очень продуктивно, - он сейчас быстро и весьма успешно ставит.
В общем, дай Бог ему долгих лет! Но все же… пройдя его "Двухголосие", его "Идиота", его "Реквием", - мне трудно переключиться на те вещи, которые он делает сейчас.
- Полтора года назад петербуржцы видели вас в постановке "…Но облака…". Скажите, пожалуйста, в ваши планы входит дальнейшая работа с театром Романа Виктюка?
- Конечно, входит. Но надо сказать, что Роман Григорьевич очень сложная личность. Сегодня он тебя помнит, а завтра…Хотя, может быть, он и всех помнит…
- Помнит всех!
- Вот! Всех, к кому он хорошо относится, он ромнит, но, вероятно, не на всех у него хватает времени - я думаю так. Во всяком случае, у нас есть проект с Алешей Кононовым, который работает у Виктюка, сделать спектакль. Я полагала, что он будет какой-то синтетический, а оказывается, Алеша его задумал как классический балет. "Гарольд и Мод" называется…. Я давно пдступалась к этой пьесе. Когда-то даже Наташе Волковой в Париже сказала: "Наташа, у меня есть время ждать! Мне только пятьдесят девять, а моей героине - восемьдесят!..."

Интервью взял Владимир ЖЕЛТОВ