Газета "Коммерсантъ", №72/П (4857), 23.04.2012

 

 

 

Лебедь без страха и упрека

Наталья Осипова станцевала "Лебединое озеро"

 

 

Иван Васильев (Злой гений) и Наталья Осипова (Одиллия) вдоволь покуролесили

на балу у Владетельной принцессы

Фото: Виктор Васильев / Коммерсантъ

 

 

 

 

 

Дебют балет

 

В петербургском Михайловском театре в балете "Лебединое озеро" дебютировали три

новых исполнителя, благодаря которым штатный спектакль превратился в событие

отнюдь не городского масштаба. Наталья Осипова в роли Одетты-Одиллии, Иван Васильев

в образе Злого гения и Марсело Гомес — принц Зигфрид превратили благонравный балет

в захватывающее зрелище, считает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.

 

Главной сенсацией этого "Лебединого озера", заставившей рвануть в Петербург отряды московских

балетоманов, была мировая звезда Наталья Осипова. Широкую популярность на родине балерина

получила в начале нынешнего сезона благодаря беспрецедентному переходу из Большого театра в

труппу Михайловского — в стороне от обсуждения этого события не остался даже премьер-министр

Путин. Однако в балетных кругах имя 25-летней артистки у всех на устах с 2003 года — впервые

ее заметили еще семиклассницей балетного училища. Уже на следующий год Наталья Осипова

удостоилась целых пяти личных рецензий, по большей части разгромных. И как раз за "Лебединое озеро",

которое она танцевала на школьном выпускном концерте,— белый акт целиком и черное

па-де-де. Обозреватель "Ъ", в частности, отметил плохую выучку при отличных природных данных

и аффектированную актерскую игру, придавшую несколько пародийный характер обеим ролям

главного русского балета.

С тех пор прошло восемь лет, уникальность дарования Осиповой подтверждена практикой.

Балерина героико-комедийного плана, всеми своими психофизическими данными будто созданная для

"Дон Кихота" и "Лауренсии", отменила понятие амплуа. Станцевав более полусотни разнообразнейших

партий, она стала едва ли не лучшей в мире (а по мнению многих — и просто лучшей) исполнительницей

ролей Жизели, Сильфиды, Никии — главных в белом романтическом балете. Так что когда

Наталья Осипова взялась за "Лебединое озеро", которое по всем канонам ей вроде бы не подходит,

это означало только одно: зрителей ждет новая сенсация. Ввиду важности момента принца ей выписали

из Нью-Йорка: премьер Американского балетного театра (ABT) Марсело Гомес славится как прекрасный

кавалер и незаурядный актер. И в качестве бонуса — звездный Иван Васильев, партнер балерины

по жизни и по сцене, решил исполнить роль Злого гения.

Скажем так: сенсации не случилось. Безусловно, нынешняя Осипова далеко ушла от Осиповой-школьницы

в смысле техники и мастерства. Свои недлинные жестковатые руки она смягчила насколько

возможно — теперь они "поют", "говорят" и "молят", как любили писать балетные

рецензенты. Саблевидную форму ног — серьезную помеху для белого адажио, где требуются

чистейшие линии,— балерина прятала самым тщательным образом, внимательно следя за ракурсами

поз (увы, выбранная ею форма пачки — длинной, по образцу XIX века,— лишь акцентировала внимание

на подколенных изъянах). Естественно, в немногих прыжках этой непрыжковой партии Наталья Осипова

была великолепна, а ее фирменные вращения по-прежнему не имеют аналогов. И если 16 подряд двойных

фуэте зрители видели не раз, то 11 туров с бедра практически без участия партнера (Марсело

Гомес лишь страховал балерину, придерживая за талию одной рукой) оказались восхитительным

сюрпризом.

Увы, в актерской трактовке Одетты-Одиллии Наталья Осипова так и не отделалась от аффектированных

школьных привычек. Белого лебедя она танцевала, доверившись природной гиперэмоциональности

(проще говоря, рвала страсть в клочья): в патетических аттитюдах широко открывала рот, а в позах

адажио запрокидывала шею так, будто предлагала принцу ее свернуть. Зато демоническая Одиллия

у балерины получилась веселой и незатейливой: она панибратски хлопала принца по плечу, чтобы

привлечь к себе внимание, и отрывала его руки от своей талии с возмущением тинейджера. Явившиеся из

детства жесты и реакции, возможно, следует объяснить перевозбуждением балерины, принесшим

коварные плоды в коде: с облегчением вырулив на финишную диагональ, Наталья Осипова подсекла сама

себя, поломав выигрышную серию па-де-ша с арабесками.

Как назло, внимательные партнеры, весь спектакль бережно опекавшие Осипову-балерину, мало помогли

Осиповой-актрисе в поиске нужных интонаций. Марсело Гомес, черноволосый латинский мачо с крепкими

ляжками и повадками опытного сердцееда, мало походил на идеалиста Зигфрида, хотя честно строил

брови домиком и возводил очи горе (к слову, в родном ABT артист обычно танцует партию Злого гения).

С этаким ловеласом действительно надо было держать ухо востро, так что нервозность Одетты-Осиповой

задним числом получила некоторое оправдание. А вот со Злым гением — Иваном Васильевым,

изуродованным серым гримом до полной стертости природных черт,— у балерины, напротив, было полное

душевное единение: на балу эта парочка проказничала с упоением свиты Воланда на сеансе черной магии.

Могучий Иван, для которого постановщик "Лебединого" Михаил Мессерер усложнил и расширил партию,

полностью изменил баланс сил в этом женском балете. Фирменные перекидные танцовщика с зависанием

в субресо параллельно полу вызвали бурю аплодисментов, неуместную в тихом белом акте. Его вариация

на балу, увенчанная двойным перекидным с согнутыми ногами и поворотом на 540 градусов, затмила не

только танцы принца, но и саму Одиллию. Его прыжковые неистовства в третьем действии были

настолько покоряющими, что победа Зигфрида, подкравшегося к Злому гению сзади и вероломно

оторвавшего у него крыло, казалась несправедливой. И даже дефекты больших пируэтов (из одного Иван

едва вырулил, ловко опустившись на колено, во время другого сполз к левой нижней кулисе) не омрачили

торжества злых сил на этом празднике неубедительного добра.

Авторские страницы

Татьяна Кузнецова