Олег Виноградов возвращается на сцену

// Он стал главным хореографом Михайловского театра

 

Фото: Михаил Разуваев

Вчера генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман представил прессе нового подчиненного -- главным приглашенным хореографом театра стал 70-летний балетмейстер Олег Виноградов.

       Олег Виноградов -- наиболее, пожалуй, противоречивая личность в истории ленинградского балета заключительного, "советского" этапа. Подобно Юрию Григоровичу в Большом театре, он был абсолютным диктатором второй балетной труппы Советского Союза. Карьеру балетмейстера он начал в Новосибирске. Его первые спектакли ("Золушка" и "Ромео и Джульетта"), имели успех далеко не региональный. В Новосибирск потянулись балетные критики из Москвы и Ленинграда, вынесшие профессиональный вердикт о рождении смелого и самобытного хореографического дарования. После небывалого успеха "Асели" (1967) с Ниной Тимофеевой в Большом обсуждалась даже возможность постоянной работы Виноградова в главном театре страны, но хореограф благоразумно отказался. Тем более что его уже ждали в Ленинграде. После нескольких лет работы вторым балетмейстером в Кировском театре и главным балетмейстером Малого оперного театра (1973-1977) он принял должность главного балетмейстера Кировского театра. Почти 20 лет работы Виноградова (1977-1996) запомнились выстраиванием властной вертикали, созданием крепкого административного ресурса, возвращением театру исторического имени Мариинский, а также первым в отечественной балетной истории опытом покупки лицензий на постановки зарубежных хореографов. Именно стараниями последнего главного балетмейстера Кировский-Мариинский театр разжился спектаклями Джорджа Баланчина, Ролана Пети, Джерома Роббинса. В финале царствования Виноградова в Мариинском произошел скандал: директора театра обвинили в получении взятки, тень пала и на балетмейстера. Обвинения не были доказаны, но господин Виноградов покинул Мариинский и последние 15 лет сотрудничал с американской и корейской частными балетными компаниями (Universal Ballet Academy в Вашингтоне и Universal Ballet Company в Сеуле).
       На вчерашней пресс-конференции господин Виноградов выглядел несколько неуверенно: назначение состоялось всего три дня назад и оказалось сюрпризом для него самого. Хореограф совершал плановый визит в Москву, представляя экспликацию своего нового балета "Спящая красавица" (на музыку не Петра, а Александра Чайковского) в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Заехал в родной Петербург, где его застал звонок Фаруха Рузиматова, предложившего лично познакомиться "с тем самым Кехманом, о котором ходит столько слухов". В результате четырехчасовых посиделок в отремонтированном Михайловском театре -- а именно в этом театре (тогда -- МАЛЕГОТ) в начале 70-х и начался карьерно-художественный взлет хореографа -- Олег Виноградов согласился на новую должность.
       В ней ему, как 15 лет назад в Мариинском театре, придется тесно сотрудничать с художественным руководителем балета Фарухом Рузиматовым. Разделение их обязанностей условно. Худрук должен решать все вопросы, связанные с балетной труппой, а господин Виноградов -- заниматься репертуарной политикой и гастрольными планами.
       Олег Виноградов пообещал привести в театр молодых красивых балерин и привести эстетику постановок в соответствие с новыми "чистыми и свежими" интерьерами театра. Особенно поразил нового главного хореографа бюджет балета Хачатуряна "Спартак", который ставит верный работник Михайловского театра и любимый хореограф Фаруха Рузиматова Георгий Ковтун (премьера должна состояться 29 апреля). На этот проект Владимир Кехман намерен потратить около $3,5 млн. "О таких бюджетах я вообще никогда не слышал", -- признался господин Виноградов.
       Моральные и физические проблемы балетной труппы Михайловского театра, которые номинально обязан решать господин Рузиматов, главного приглашенного хореографа тоже волнуют. На пресс-конференции Олег Виноградов посетовал на то, что в российских репертуарных театрах нет контрактной системы. "Да есть у нас контракты, есть все, что вам надо!" -- воскликнул Владимир Кехман. "А балетный балласт вы уволите?" -- вкрадчиво спросил хореограф. Но тут директорский пыл поутих: "Э, нет. Увольнять мы никого не будем. Я всем найду дело -- хоть чай со мной пить".
       Ольга Комок,
Ольга Федорченко


Олег Виноградов: "Здесь в смысле работы конь не валялся"

После пресс-конференции ОЛЕГ ВИНОГРАДОВ ответил на вопросы корреспондента "Ъ"
ОЛЬГИ КОМОК
-- Намерены ли вы возвращать в театр постановки, которые прославили его и вас в 1970-е?
-- Во время того самого четырехчасового разговора Рузиматов и Кехман мне много чего предлагали, в итоге чуть не все планы поменялись.
В июне мы возобновим моих "Ромео и Джульетту" с оригинальной сценографией Семена Пастуха. Следующий сезон в сентябре откроется моей "Коппелией", еще о двух предложениях руководства Михайловского театра я пока думаю. Они хотят перенести сюда "Золушку", которая идет в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, и просят меня поставить новый балет "Эсмеральда" на музыку Мурада Кажлаева -- с ним я уже работал когда-то в Мариинском театре над балетом "Горянка". Если все получится, новый балет пойдет весной 2009 года.
--
О каких еще планах вы можете говорить уже сейчас?
-- Мы договорились о новой сценической редакции "Корсара", которую будем делать вместе с Фарухом Рузиматовым. Хотим успеть к июлю. Ну а на следующее рождество приготовим сразу два новых "Щелкунчика" -- классическую постановку Вайнонена и опус австралийца Грехэма Мерфи на полную, без купюр, партитуру Чайковского. Его балет называется "Жизнь Клары", посвящен он русской эмиграции, а поставлен на Аллу Осипенко.
--
Собираетесь ли вы настаивать на реформах в труппе театра?
-- Вы понимаете, все сейчас -- члены профсоюзов, которые очень любят судиться. Но увольнять профнепригодных сотрудников все же придется. Когда я пришел в Мариинский театр, я уволил сто человек, и театру это пошло на пользу.
--
Не предполагаете ли вернуться в Петербург насовсем?
-- Я решил не продлевать контракт со своей сеульской труппой Universal Ballet Company, а свои дела в вашингтонской школе сокращу вполовину. Конечно, здесь в смысле работы конь не валялся, но прямо сейчас переезжать в Россию не хочу. Я собираюсь год присматриваться к труппе Михайловского театра, чтобы понять, смогу ли я с ней работать.