Вчера генеральный
директор Михайловского театра Владимир Кехман
представил прессе нового подчиненного -- главным
приглашенным хореографом театра стал 70-летний балетмейстер Олег
Виноградов.
Олег Виноградов -- наиболее, пожалуй, противоречивая личность в
истории ленинградского балета заключительного, "советского"
этапа. Подобно Юрию Григоровичу в Большом театре, он был абсолютным
диктатором второй балетной труппы Советского Союза. Карьеру балетмейстера
он начал в Новосибирске. Его первые спектакли ("Золушка" и
"Ромео и Джульетта"), имели успех далеко не региональный. В
Новосибирск потянулись балетные критики из Москвы и Ленинграда, вынесшие
профессиональный вердикт о рождении смелого и самобытного
хореографического дарования. После небывалого успеха "Асели" (1967) с Ниной Тимофеевой в Большом
обсуждалась даже возможность постоянной работы Виноградова в главном
театре страны, но хореограф благоразумно отказался. Тем более что его уже
ждали в Ленинграде. После нескольких лет работы вторым балетмейстером в
Кировском театре и главным балетмейстером Малого оперного театра
(1973-1977) он принял должность главного балетмейстера Кировского театра.
Почти 20 лет работы Виноградова (1977-1996) запомнились выстраиванием
властной вертикали, созданием крепкого административного ресурса,
возвращением театру исторического имени Мариинский,
а также первым в отечественной балетной истории опытом покупки лицензий
на постановки зарубежных хореографов. Именно стараниями последнего
главного балетмейстера Кировский-Мариинский
театр разжился спектаклями Джорджа Баланчина, Ролана Пети, Джерома Роббинса. В финале царствования Виноградова в Мариинском произошел
скандал: директора театра обвинили в получении взятки, тень пала и на
балетмейстера. Обвинения не были доказаны, но господин
Виноградов покинул Мариинский и последние 15
лет сотрудничал с американской и корейской частными балетными компаниями
(Universal Ballet Academy в Вашингтоне и Universal
Ballet Company в
Сеуле).
На вчерашней пресс-конференции
господин Виноградов выглядел несколько неуверенно: назначение состоялось
всего три дня назад и оказалось сюрпризом для него самого. Хореограф
совершал плановый визит в Москву, представляя экспликацию своего нового
балета "Спящая красавица" (на музыку не Петра, а Александра
Чайковского) в Музыкальном театре имени Станиславского и
Немировича-Данченко. Заехал в родной Петербург, где его застал звонок Фаруха Рузиматова,
предложившего лично познакомиться "с тем самым Кехманом,
о котором ходит столько слухов". В результате четырехчасовых
посиделок в отремонтированном Михайловском театре -- а
именно в этом театре (тогда -- МАЛЕГОТ) в начале 70-х и начался карьерно-художественный взлет хореографа -- Олег
Виноградов согласился на новую должность.
В ней ему, как 15 лет назад в Мариинском театре, придется
тесно сотрудничать с художественным руководителем балета Фарухом Рузиматовым.
Разделение их обязанностей условно. Худрук должен решать все вопросы,
связанные с балетной труппой, а господин Виноградов -- заниматься
репертуарной политикой и гастрольными планами.
Олег Виноградов пообещал
привести в театр молодых красивых балерин и привести эстетику постановок
в соответствие с новыми "чистыми и свежими" интерьерами театра.
Особенно поразил нового главного хореографа бюджет балета Хачатуряна
"Спартак", который ставит верный работник Михайловского театра
и любимый хореограф Фаруха Рузиматова
Георгий Ковтун (премьера должна состояться 29 апреля). На этот проект Владимир
Кехман намерен потратить около $3,5 млн.
"О таких бюджетах я вообще никогда не слышал",
-- признался господин Виноградов.
Моральные и физические проблемы
балетной труппы Михайловского театра, которые номинально обязан решать
господин Рузиматов, главного приглашенного
хореографа тоже волнуют. На пресс-конференции Олег Виноградов посетовал
на то, что в российских репертуарных театрах нет контрактной системы.
"Да есть у нас контракты, есть все, что вам надо!"
-- воскликнул Владимир Кехман. "А
балетный балласт вы уволите?" -- вкрадчиво
спросил хореограф. Но тут директорский пыл поутих: "Э, нет.
Увольнять мы никого не будем. Я всем найду дело -- хоть
чай со мной пить".
Ольга Комок,
Ольга Федорченко
Олег Виноградов: "Здесь в смысле
работы конь не валялся"
После пресс-конференции ОЛЕГ ВИНОГРАДОВ ответил на вопросы корреспондента
"Ъ" ОЛЬГИ КОМОК
-- Намерены ли вы возвращать в театр постановки, которые
прославили его и вас в 1970-е?
-- Во время того самого четырехчасового
разговора Рузиматов и Кехман
мне много чего предлагали, в итоге чуть не все планы поменялись. В июне мы
возобновим моих "Ромео и Джульетту" с оригинальной сценографией
Семена Пастуха. Следующий сезон в сентябре откроется моей
"Коппелией", еще о двух предложениях
руководства Михайловского театра я пока думаю. Они хотят перенести сюда
"Золушку", которая идет в Музыкальном театре им. Станиславского
и Немировича-Данченко, и просят меня поставить новый балет "Эсмеральда" на музыку Мурада
Кажлаева -- с ним я уже работал когда-то в Мариинском театре над
балетом "Горянка". Если все получится, новый балет пойдет
весной 2009 года.
-- О каких еще планах вы можете говорить уже сейчас?
-- Мы договорились о новой сценической редакции "Корсара",
которую будем делать вместе с Фарухом Рузиматовым. Хотим успеть к июлю. Ну а на следующее
рождество приготовим сразу два новых "Щелкунчика"
-- классическую постановку Вайнонена и опус австралийца Грехэма Мерфи на полную,
без купюр, партитуру Чайковского. Его балет называется "Жизнь
Клары", посвящен он русской эмиграции, а поставлен на Аллу Осипенко.
-- Собираетесь ли вы настаивать на реформах в труппе
театра?
-- Вы понимаете, все сейчас -- члены профсоюзов, которые очень любят
судиться. Но увольнять профнепригодных
сотрудников все же придется. Когда я пришел в Мариинский
театр, я уволил сто человек, и театру это пошло на пользу.
-- Не предполагаете ли вернуться в Петербург насовсем?
-- Я решил не продлевать контракт со своей сеульской
труппой Universal Ballet
Company, а свои дела в вашингтонской школе сокращу
вполовину. Конечно, здесь в смысле работы конь не валялся, но прямо
сейчас переезжать в Россию не хочу. Я собираюсь год присматриваться к
труппе Михайловского театра, чтобы понять, смогу ли я с ней работать.
|