К 100-летию корифеев ленинградской педагогики

11 мая 2007 г. петербургское отделение СТД созвало конференцию по теме "Женский и мужской классический танец. Традиции петербургской-ленинградской балетной школы" [1]. За этим названием с балетоведческим уклоном скрывалось мероприятие "с человеческим лицом", посвященное памяти крупнейших педагогов ленинградской школы - Натальи Александровны КАМКОВОЙ и Александра Ивановича ПУШКИНА. Проработав в школе несколько десятилетий (1930-1960-е), они воспитали, наверно, сотни танцовщиков, включая тех, чьи имена знаменуют вершины исполнительского мастерства. Встречу открыло письмо Михаила Барышникова. А затем последовали содержательные рассказы Г.Альберта, А.Полубенцева, Н.Ястребовой, М.Алфимовой об общении с этими личностями. Благодаря фильму "Урок Пушкина" все оказались в его классе. Карельская гостиная была переполнена людьми. Не хватало только героев…

Не присутствовавшая на вечере памяти в СТД А.Е.Осипенко прислала в ""БАЛЕТ AD LIBITUM" свое письмо:
Как тепло становится на душе, когда вспоминают о людях, так много сделавших для нашего искусства! А.И.Пушкин, выпустивший Нуреева и Барышникова. Уже этих двоих танцовщиков достаточно, чтобы назвать А.И. выдающимся педагогом! Н.А.Камкова, у которой мне посчастливилось заниматься два года перед тем, как она передала меня в класс А.Я.Вагановой. А выпустила она выдающихся балерин Тимофееву и Сизову.
Когда я училась у Н.А., мне было 15-16 лет. Характер у нее был не из легких. Требовательный и очень взрывной. А я была в те годы достаточно ленива. Видимо, очень ее этим раздражала. Доставалось. Часто я проводила урок не в классе, а за дверью зала. Плакала, но упорствовала. И тем не менее Н.А. меня любила, желая сделать из меня, из моих данных все, что от нее зависело. Она даже часто брала меня к себе домой и занималась дополнительно. Н.А. была замужем за художником Е.Я.Хигером. И вот она на меня кричит, заставляет заниматься в полную силу, а ее муж, рисуя меня, ласково подбадривает. Какие это были чудные часы и удивительные уроки!
И столь же замечательное воспоминание у меня осталось от времени обучения у нее в классе. Мой первый в жизни успех на сцене Кировского театра связан именно с Н.А. Однажды в наш класс пришел Л.В.Якобсон и начал выбирать девочек для своего номера "Размышление" Чайковского. И о, мое удивление, он выбрал меня. Сколько своих сил вложила Н.А., репетируя со мной этот номер, помогая в работе Якобсона. Мой низкий ей поклон за это.
А А.И.Пушкин! Тихий, скромный, застенчивый и в то же время с огромным чувством юмора. Мы, артистки, часто просились к нему на урок, чтобы побольше "попрыгать". Сам А.И. танцевал долго, потому что тогда еще были проблемы с пенсиями. Не было закона о 20-ти годах служения на балетной сцене. Мне еще довелось с ним потанцевать в балете "Красный мак", в "Фениксах", исполнявшихся шестью парами. Волновалась. Уж очень было ответственно…
А однажды А.И. оказался для меня предсказателям. У него в театральном классе занимался Джон Марковский. Я была в этот день на уроке у А.И. Мы стояли с ним у рояля, и вдруг он мне говорит: "Алла, посмотрите, какой хороший мальчик закончил школу. Он сможет танцевать все. А как делает поддержки!.. Возьмите его себе в партнеры". Я засмеялась, решив, что эта шутка. В те годы мы никто не имели своих партнеров, танцевали с теми, кого ставило руководство. Но… свершилось чудо. Через несколько лет Джон становится моим постоянным и любимым партнером. С ним вместе мы вскоре покинули Кировский театр. У нас началась своя новая интереснейшая творческая жизнь. Спасибо А.И., его провидению, его чуткости, которая принесла мне столько творческих радостей!