10.23.2006

Танцующие вслепую

Четыре мужчины и четыре женщины, вставши в два ряда, сосредоточенно прислушиваются к первым тактам мелодии вальса. Их учитель внимательно оглядывает учеников и просит всех поставить ноги в пятую позицию и держать осанку. «И раз, и два, и три», - начинает отсчитывать он такт, и его подопечные выполняют первые движения танца - пока на месте. Только один из танцоров почему-то выбивается из общего строя и начинает кружиться по залу. «Дима, мы пока на месте танцуем!» - объясняет ему стоящая впереди него женщина. Учитель же не обращает внимания на то, что некоторые из учеников не видят очевидных вещей.

Он знает, что те, кто пришел к нему на урок, вообще ничего не видят.

20 лет спустя

Бальные танцы для слепых - это не шутка. Еще в советские времена они считались одним из лучших способов показать незрячим красоту мира и научить их чувствовать ее - через музыку и движения. Считалось, что бальные танцы как нельзя лучше помогают слепым раскрепоститься, пообщаться со зрячими, ощутить себя полноценным человеком, а не инвалидом. В Центре культурно-спортивной реабилитации (ЦКСР СПб РО ВОС) о старой практике обучать слепых и слабовидящих танцевать вспомнили чуть больше года назад.

- Я преподавал бальные танцы для инвалидов по зрению более десяти лет, - рассказал «Смене» педагог Константин Балашов. - Но около двадцати лет почти совсем не вел «слепые» группы. Снова пришел в Центр реабилитации в 2004 году и сразу набрал себе небольшую команду учеников. И что бы вы думали? Они показали успехи не хуже, чем у зрячих начинающих! Мы даже успели съездить на конкурс танцев в Стокгольм и занять там с нашими ребятами призовое место.

Чувствуем музыку лучше зрячих

Тем временем разминка закончилась и танцоры встали в пары. Константину и Анне - одной из пар - не стоится на месте. Пока Константин Балашов ходит вдоль ряда и проверяет, правильно ли партнеры держат руки и повернули головы («Головку поверните на пол-одиннадцатого!»), Костя с Аней тихонько препираются, смеются и пинают друг друга коленями. «Я буду вести сегодня в танце!» - шепчет Анна. «Нет, я!» - настаивает Константин. Как и большинство присутствующих пар, дуэт Ани и Кости «слеп» только наполовину - Константин не видит практически ничего, а его подруга с абсолютно нормальным зрением.

- Мы познакомились два года назад по Интернету, - рассказала корреспонденту «Смены» Анна. - С тех пор мы вместе. Меня давно тянуло к танцам, еще с детства. И тут мы с Костей услышали, что есть возможность заниматься бальными танцами. Уже год танцуем. Ездили на соревнования в Стокгольм, где все по-настоящему - огромный танцпол, множество участников, строгое жюри и зрители.

- В Швеции было поначалу довольно трудно, - вспоминает Константин. - Если здесь (в ДК имени Шелгунова) мы занимаемся два раза в неделю и весь зал я выучил до последнего миллиметра, то в Стокгольме пришлось выступать на незнакомой площадке, где ты не ориентируешься. На соревнованиях несколько дуэтов танцуют одновременно, поэтому нам не хотелось случайно налететь на других. Но одна пара глаз в нашей паре все-таки есть - Анина. Поэтому я ей позволил вести в танце, хотя по правилам это должен делать мужчина. Станцевали на ура, по-моему, никто не заметил, что я незрячий. По крайней мере, звуки громких аплодисментов до нас донеслись.

- А что вы так удивляетесь, что слепые могут танцевать наравне со зрячими? - негодует 30-летний Дмитрий, тот, что в начале занятия начал не вовремя кружиться по залу. - Константин Константинович (Балашов. - Прим. Л. Р.) все движения еще и словами проговаривает: «Вытяните руки, оттяните носочек!», «Положите руку даме на плечо, а не на шею, вы же не Отелло!» Пусть мы не видим зачастую даже партнера, но зато мы чувствуем своего напарника и чувствуем музыку куда лучше всех зрячих!
Аня и Костя согласны:

- Да у человека, у которого нет чувства ритма или который не музыкален, никогда не получится так танцевать, как у нас! Пусть у него и идеальное зрение!

С закрытыми глазами

Константин Балашов, научивший танцевать уже не одну «незрячую» пару, знает все слабые стороны слепых танцоров:

- У многих, кто потерял зрение еще в детстве, сильно нарушена координация движений. Поэтому многим слепым парам не хватает пластичности. Им приходится долго заучивать последовательность шагов в танце, считать ритм. Зато они более собранны, чем обычные бальные танцоры. Потому что полагаются только на свой слух. Если мои ученики двигаются под хорошо знакомую мелодию, то проблем не возникает: они точно знают, в каком месте надо повернуться, в каком - присесть, а в каком - поклониться. В Стокгольме моим подопечным пришлось танцевать под совершенно незнакомую мелодию - но они мобилизовали свои силы и справились! Хотя, конечно, женщины, которые в нашем коллективе видят лучше, подсказывали своим незрячим партнерам, что следует делать.

Танцующим вслепую невозможно показать, как надо правильно двигаться. За долгую практику обучения танцам Константин Балашов уже знает, как объяснить словами то, что обычным ученикам достаточно продемонстрировать. Например, руки партнеры должны держать на расстоянии вытянутого галстука.

- Когда я веду «незрячие» группы, то сам стараюсь понять, что они чувствуют, поэтому закрываю глаза, - говорит Константин Константинович. - Я так к этому «слепому» танцу привык, что иногда мои другие ученики - зрячие - меня спрашивают: «Почему вы глаза закрываете, когда танцуете?»

Любовь Румянцева

 

 


www.smena.ru